“ПОЧЕТНЫЙ ПОЗОР” УКРАИНСКОГО МИД

Несмотря на всемирное непризнание аннексии Крыма и террористического режима в так называемых Отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), на этих территориях продолжают работать не менее шести диппредставительств нескольких иностранных государств. Цензор.НЕТ попытался прояснить их точный список – и, главное, причины их сохранения.

Недавно в нашем издании вышла статья Сергея Иванова об удивительной карьере некоего Геннадия Чижикова – близкого к семье экс-генпрокурора Виктора Пшонки главы Торгово-Промышленной палаты Украины. Как выяснилось, г-н Чижиков не только продолжает руководить ТПП, но и все еще значится почетным консулом Франции в… Донецке.

На сегодня все дипломатические представительства иностранных государств в ОРДЛО и Крыму вроде как закрыты или же эвакуированы “на Большую землю”. Но, как выяснилось, почетное консульство во временно оккупированном регионе сохранила не только Франция.

При этом не следует легкомысленно относиться к приставке “почетный”. Речь идет об институте, прописанном в Венской Конвенции о консульских сношениях еще от 1963 года. В Украине этот вопрос регулируется Положением, введенным в действие в 2007 году тогдашним министром иностранных дел Арсением Яценюком.

В Положении почетные консулы определяются также как “нештатные”. Иммунитет их более узок, но полномочия довольно широки. Некоторые почетные консулы – правда, таких в Украине всего несколько – даже имеют право выдавать украинцам визы в свои страны.

Процедура назначения почетных консулов, в общем, такая же, как и у “обычных”. В обоих случаях иностранное государство выдает человеку документ, именуемый патентом, а отечественный МИД, согласившись на данную кандидатуру, вручает ей разрешение под названием “экзекватура”. Срок консульских обязанностей в обоих случаях определяется сроком действия экзекватуры. В общем, повторимся, речь идет о самом настоящем дипломатическом представителе зарубежной страны, хоть он и называется “почетным”.

Как и просто консул, почетный консул имеет право на неприкосновенность рабочих помещений и своего архива. Правда, в целом, по сравнению с “просто” консулом, пользуется лишь частью льгот и преимуществ правового и налогового характера; зато почетному консулу, в отличие от обычного, не возбраняется заниматься бизнесом.

Упомянутый выше почетный консул Франции в Донецке Чижиков попался на том, что, работая и фактически проживая в Киеве, местом своего проживания указывает Донецк. Случилось так вот почему: согласно все тому же Положению, во время исполнения обязанностей почетный консул должен постоянно проживать на территории своего консульского округа. Иначе он лишается статуса.

Читайте об этом: Геннадий Чижиков и трагедия украинского либерализма

А этот “почетный” статус, видимо, весьма ценен для некоторых граждан. Ведь, как упомянуто в начале статьи, г-н Чижиков не одинок. В перечне иностранных диппредставительств на официальном сайте МИД еще в январе можно было обнаружить целых семь почетных консульств, действующих в Донецке, Луганске и оккупированном Крыму. Причем две, вроде как дружественные нам, страны имеют даже по два таких представительства.

Вот перечень обнаруженного:
– Почетные консульства Армении в Донецке (консул – Карен Яйлоян) и Крыму (Артак Товмасян);
– Почетные консульства Венгрии в Луганске (Сергей Кириченко) и Симферополе (Виктор Павленко);
– Почетное консульство Германии в Симферополе (Игорь Огородник);
– Почетное консульство Греции в Ялте (Пантелис Василиос Бумбурас)
– Почетное консульство Франции в Донецке (Геннадий Чижиков);
– Почетное консульство Эстонии в Симферополе (Игорь Сергеев).

Правда, как выяснилось, слишком полагаться на официальный сайт МИД не стоит (по крайней мере, в этом вопросе). Скажем, на момент написания материала там все еще сообщалось о наличии Генконсульства России в… оккупированном Симферополе.

Обнаружился и совсем уж скандальный факт – якобы в Донецке до сих пор функционирует Генконсульство Грузии! Причем Генконсулом в оккупированном Донецке сайт МИД называет Зураба Квачадзе – хотя этот дипломат покинул Украину еще в конце июля 2013-го, а менее через год, когда уже полыхала война, из Донецка выехали все грузинские дипломаты…

Впрочем, корреспондент “Цензор.НЕТ” направил в МИД журналистский запрос. Приведя перечень почетных консульств на временно оккупированных территориях, мы поинтересовались, как это увязывается с аннексией Крыма и фактическим состоянием войны на Донбассе.

Ответ был дипломатичным – даже чересчур. Согласно полученному документу, украинская сторона вежливо просила иностранных коллег переместить почетные консульства, но из упомянутых в запросе стран это сделала только Германия (после этого упоминание о немецком почетном консульстве в Симферополе с сайта МИДа исчезло, – Авт).

При этом полномочия еще одного почетного консула таки прекратили за “взаимодействие с оккупационными властями”. К сожалению, в МИД не указали, о ком идет речь.

Ответ МИДа

Ответ МИДа

Тем не менее, как видим, минимум шесть почетных консульств в Крыму и ОРДЛО продолжают действовать. И если их главы остаются при исполнении, то, наверняка, так или иначе “взаимодействуют” с оккупантами и/или сепаратистами. А если кто-то из них выехал, то его консульство, как мы видели выше, должен аннулировать украинский МИД.

Председатель фонда “Майдан иностранных дел”, бывший Генконсул Украины в Стамбуле Богдан Яременко не считает обращение к государствам, чьи почетные консулы продолжают оставаться на оккупированных территориях, достаточной мерой. Как напоминает дипломат, статус и перечень временно оккупированных территорий утвержден Верховной Радой. Так что украинская сторона могла бы проявить больше настойчивости.

“Все равно работа этих консулов – профанация. Ведь понятно, что никто не поедет на прием через линию фронта. Кроме того, согласно Венской Конвенции, мы несем определенные обязательства по защите почетных консулов. Но ведь мы же не можем это обеспечить на оккупированных территориях”, – сказал Яременко “Цензор.НЕТ”.

На самом деле, полагает эксперт, Киев имеет достаточно возможностей для прекращения полномочий таких почетных консулов в одностороннем порядке. Действительно: в уже упоминавшемся Положении прописаны как минимум две подобные возможности.

Причем никаких ограничений на право МИД Украины аннулировать экзекватуру почетного консула или просто “перестать считать его таковым” нигде в документе нет.

Почему отдельные почетные консулы в Украине так держатся за сомнительные во всех отношениях места? Ведь, в конце концов, представительство можно перенести (ряд стран так и сделали, и их представительства в Крыму и на Донбассе – как “официальные”, так и почетные – сегодня временно действуют в Днепропетровске, Запорожье, Одессе и т. д.).

По всей вероятности, дело в слишком большом врастании некоторых почетных консулов в местную бизнес-среду. Хотя полномочия почетного консула вроде и не особо велики, сведущие люди называют немалые суммы взяток за получение подобного места. Ведь, даже не имея на то официального права, почетный консул все же может посодействовать в получении визы. Еще важнее возможность наладить бизнес-мосты с той или иной страной – как для себя, так и для местных предпринимателей, которые, конечно, “отблагодарят”. Неприкосновенность рабочих помещений и некоторые другие льготы – тоже лакомый кусок.

Тем более, формальные ограничения всегда можно обойти. В процессе работы над этим материалом корреспонденту “Цензор.НЕТ” довелось услышать историю о том, как один почетный консул беспошлинно ввез в Украину изрядную партию дорогого вина. Якобы на нужды консульства – хотя законом это разрешено только для мебели, символики, канцтоваров и т. п.

Богдан Яременко косвенно подтверждает подобную логику.

“Почетные консулы – это обычно граждане Украины, и обычно это – бизнесмены. Они могут иметь конкретные интересы в конкретных регионах, и, возможно, кто-то из них спокойно себе взаимодействует с оккупационными или самопровозглашенными властями. А тем, наверное, тоже приятно, что, вот, вроде как представители иностранных государств с ними общаются”, – размышляет он.

“Плохо, что Украина дает такую возможность. Это, по сути, является некоей формой признания временно оккупированных территорий”, – заключает эксперт.

Источник: http://censor.net.ua/r375595

This entry was posted in Геннадий Чижиков, МИД, Посол Франции в Украине. Bookmark the permalink.